Особенности работы со слабослышащими и глухими детьми

Добавлена: 17 января 2016 года, 17:08:11

О нарушении слуха


При нарушенном слухе реакции ребенка на звуки окружающего мира отличаются от обычных.

Голос говорящего дети с нарушенным слухом «слышат» - ощущают его наличие - на разном расстоянии. Они воспринимают и понимают обращенную к ним речь на существенно меньшем расстоянии.

Восприятие речи затруднено и зависит от степени нарушения слуха, уровня развития речи ребенка. Для улучшения восприятия речи необходимо: использование ребенком слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов, четкая и разборчивая речь педагога, расположение взрослого лицом к ребенку.

Педагог не должен кричать, если общается с плохослышащим ребенком. Это не улучшит, а, наоборот, ухудшит восприятие речи. Необходимо говорить не слишком быстро, но слитно и в то же время отчетливо, с естественной интонацией.


О выборе способа общения с неслышащим и плохослышащим ребенком


Если ребенок с нарушенным слухом не владеет словесной речью, рекомендуется активно применять невербальные задания, в которых условия определяются предъявляемым материалом и естественными жестами или воспользоваться услугами ассистента/сопровождающего педагога.

Если ребенок с трудом слухо-зрительно воспринимает устную речь, необходимо использовать письменное предъявление инструкции (таблички с заданиями), воспользоваться услугами переводчика русского жестового языка.

Необходимо помнить, что непонимание отдельных слов в инструкции, непривычная формулировка вопроса вызывают серьезные затруднения у детей с нарушениями слуха.


Почему дети с нарушением слуха не всегда понимают собеседника


 Если ребенок с нарушением слуха не понимает или плохо понимает педагога, то могут быть следующие причины:


О понимании речи педагога детьми с нарушением слуха


Нередко затруднения в ответах детей вызваны непониманием инструкции, непривычной формулировкой вопроса, незнанием требований педагога. Следует обязательно проверить, как понято задание. Время, затраченное на проверку понимания инструкции или требования, окупается с лихвой при выполнении работы или ответе.

Педагогам рекомендуется не задавать вопросов «Понял?», «Понятно?», не верить односложным ответам школьников «Да» и «Нет». Необходимо попросить повторить инструкцию/ вопрос полностью или фрагментарно.

В процессе проведения занятий/мероприятий могут возникнуть определённые сложности, обусловленные психическим и физическими особенностями детей с нарушением слуха.

Эффективное выполнение целей и задач каждого занятия/мероприятия напрямую зависит от понимания детьми инструкций, заданий, правил, предлагаемых взрослыми.

Соблюдение взрослыми предложенных ниже рекомендаций может обеспечить успешность взаимодействия всех участников проводимых занятий/мероприятий.


О роли зрения при нарушении слуха


При снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Участие зрения в восприятии устной речи играет тем большую роль, чем больше снижен слух. Для детей с глухотой, которым противопоказано звукоусиление (ношение слухового аппарата исключается), зрение становится единственным способом восприятия речевой информации.

Необходимо беречь зрение человека с нарушенным слухом. Его глаза - во многом его уши. Во время разговора или урока педагог должен выбирать для себя такое место, чтобы его лицо было хорошо освещено, а за спиной не было яркого окна или лампы.


О взаимодействии с ребенком с нарушенным слухом

 

  1. Дети с нарушением слуха должны видеть лицо говорящего. При объяснении заданий старайтесь занять такую позицию, чтобы все дети могли видеть ваше лицо.
  2. Речь взрослого должна быть нормальной громкости, в нормальном темпе. Независимо от ситуации речь взрослого не должна быть тихой или ускоренной. Сложные акустические условия, в которых может проходить занятие/мероприятие, требует снижение темпа и использования речи повышенной громкости, но при этом следует помнить, что ни в коем случае нельзя переходить на крик. Замедленный темп речи также затрудняет её понимание.
  3. Речевой материал должен быть доступным для понимания. В речи взрослого не должно быть сложных слов, просторечий, профессиональных терминов. Не следует использовать сложные инструкции, слишком длинные предложения при предъявлении заданий. Не игнорируйте просьбы детей повторить инструкцию или объяснить непонятное им слово.
  4. Музыкальное сопровождение должно быть дозированным. Дети с нарушением слуха любят музыку. Она повышает эмоциональный фон занятий/мероприятий, она может являться сигналом к началу и окончанию выполнения действий. Но при этом её использование должно быть дозированным. Слишком громкая музыка только повышает уровень шума и может вызвать дискомфорт у детей, пользующихся индивидуальными слуховыми аппаратами. Не следует включать «фоновую» музыку при объяснении заданий и правил.
  5. Используйте метод показа и совместного выполнения действий. Способы выполнения сложных действий лучше показать самим или выполнить совместно с ребёнком. Это предупредит ошибки при самостоятельном выполнении детьми заданий.
  6. При объяснении заданий педагог может использовать таблички (с названиями трудных слов). Например: «Сегодня мы будем делать новогодний подсвечник». Неслышащие дети плохо воспринимают незнакомое слово "подсвечник". В этом случае педагогу рекомендуем написать это слово на листе бумаги (доске) и прочитать его вместе с детьми.
  7. Для того чтобы узнать, понятна ли ребёнку инструкция, можно предложить повторить или показать, что он будет делать.


Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром.


Внимание
- сниженный объем внимания и низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного действия и перехода к другому;
- меньшая устойчивость и большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего ребенка в течение занятия происходит смена анализаторов: при выполнении заданий
- зрительный анализатор, при объяснении – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора;
- трудности в распределении внимания: ребенок с сохранным слухом может одновременно слушать и выполнять задание в соответствие с инструкцией, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.
Память
- преобладание образной памяти над словесной,
- зависимость уровня развития словесной памяти от лексического запаса плохослышащего ребенка, - больше времени на запоминание материала,
- объём словесной памяти многих детей с нарушением слуха меньше объёма словесной памяти слышащих сверстников.
Мышление
- у многих детей с нарушениями слуха мыслительные операции анализа преобладают над операциями синтеза и обобщения,
- уровень развития словесно-логического мышления зависит от уровня развития речи ребенка.
Эмоциональная сфера
- непонимание эмоциональных проявлений окружающих в конкретных ситуациях,
- трудности дифференциации тонких эмоциональных проявлений,
- неумение сопереживать им.


 Об особенностях формирования личности ребенка с нарушенным слухом

 

Для ребенка с нарушенным слухом характерно наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого.

Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: «Я не знаю, не умею, не могу»; уход, отказ от общения с незнакомым человеком; капризы и агрессия.

Отмечается завышенная самооценка, которая объясняется тем, что с раннего возраста такие дети находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых.

Возможно проявление агрессии, обусловленное (зачастую объективными) отрицательными оценками их возможностей со стороны педагогов и сверстников.

Меньшая, по сравнению со здоровыми сверстниками, социальная зрелость, адаптированность в обществе: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от игр со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.
Достаточно часто происходит нарушение социальной коммуникации, повышенная раздражительность, невротические реакции. Приоритет в общении отдают педагогу при ограниченном взаимодействии со сверстниками.