Конференция «Мир высоких технологий и STEM-образование школьников: современные форматы и практические решения»

Добавлена: 19 декабря 2017 года, 16:03:11

2 и 3 ноября в Московском Городском Педагогическом Университете состоялась конференция "Мир высоких технологий и STEM-образование школьников: современные форматы и практические решения". На площадке центра проектного творчества «Старт-ПРО» в Москве собрались педагоги и руководители общеобразовательных организаций, чтобы обсудить вопросы ранней профориентации школьников, особенности STEM-образования, а также возможности сотрудничества высокотехнологичных предприятий и образовательных учреждений. Тем, кто считает, что точные науки – это сплошная тоска, и думает, что учителя математики или физики – самые строгие и нудные преподаватели на свете, стоит чуть больше узнать о современной концепции STEM-образования, которая не терпит серости и скуки. Если расшифровать аббревиатуру STEM, получится: S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics. Или по-русски: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика. Одним словом, дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Так что не удивительно, что сегодня развитие STEM – один из основных трендов в мировом образовании.

Стремительная эволюция технологий ведёт к тому, что вскоре самыми востребованными на планете специалистами станут программисты, IT-специалисты, инженеры, профессионалы в области высоких технологий и т.д. Встаёт вопрос – как подготовить таких специалистов? Старые методы перестают работать, как, впрочем, и теряют актуальность занятия в стиле «Записываем: «Классная работа», на следующей строке тема: «Дроби» и всё в таком роде. Подобный подход, скорее, отталкивает детей, чем прививает им любовь к точным и естественным наукам.

Новому миру нужны новые учителя

Но что делать? Кажется, у нас есть ответ на этот вопрос. Нужно подготовить «Новых» учителей. «Новых» – это значит умных, современных, креативных, способных по-новому взглянуть на предмет и сформировать у детей такой же нестандартный взгляд.

Идея понятна без слов: будущее – за технологиями, а будущее технологий – за учителями нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют формального подхода и могут своими знаниями «взорвать мозг» учеников и расширить их кругозор до бесконечности. Мы уверены:

Будущее зависит от Великих Учителей STEM.

Что ж, доля истины здесь точно есть. Если раньше реальность и жизнь цивилизации во многом зависели от культуры и искусства, этих светочей в царстве животных инстинктов и невежества, то сегодня наша жизнь крутится вокруг различных технологий, поэтому неудивительно, что реальность создают те, кто эти технологии разрабатывает.

Видимо, неслучайно в современном STEM-образовании активно развивается креативное направление, включающее творческие и художественные дисциплины (промышленный дизайн, архитектура и индустриальная эстетика и т.д.). Потому что будущее, основанное исключительно на науке, вряд ли кого-то обрадует. Но будущее, воплощающее синтез науки и искусства, волнует нас уже сейчас. Именно поэтому уже сегодня нужно думать, как воспитать лучших представителей приближающегося будущего.

В рамках мероприятия были представлены школьные проекты образовательной онлайн-платформы Стемфорд и Школьной лиги РОСНАНО. Открыл конференцию ректор МГПУ Игорь Реморенко. В программе конференции с пленарными докладами выступили Марина Шалашова, директор института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ; Елена Казакова, научный руководитель проекта «Школьная лига РОСНАНО»; Андрей Мельников, главный эксперт Фонда инфраструктурных и образовательных программ; Игорь Вальдман, генеральный директор АНО «еНано», координатор образовательных проектов Евросоюза и национальной сети школ Италии Стефано Кобелло (Верона, Италия). В докладах обсуждался анализ состояния и направлений развития STEM-образования школьников, возможности новых форматов как базиса для построения профессиональных карьер в сфере высоких технологий. Отмечалась направленность образования на среднего ученика, на организацию проектной деятельности, расширение образовательных программ за счет партнеров. Были проведены мастер-классы по секциям «Лаборатория человека», «Дизайн-бюро», «Лаборатория физики». На серии мастер-классов эксперты рассказали о практике организации STEM-образования в основном и дополнительном образовании школьников.

Девиз занятий мастер-классов: «Узнать и удивиться – Понять как работает - Попробовать самому». На мастер-классах использовались различные современные технологии.

Справка: Science, technology, engineering, mathematics (STEM) - термин, обычно используемый при определении методологии в области образования и выборе учебного плана в школах с целью повышения конкурентоспособности в области развития науки и технологий.