ИТОГИ РАБОТЫ МОСКОВСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

Добавлена: 12 декабря 2017 года, 11:54:13

Изменена: 12 декабря 2017 года, 12:15:51

Ресурсный центр в Москве создан в 2014 году и работает на базе Центра проектного творчества «Старт-ПРО» ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет.

Место рождения замечательных идей, центр дополнительного образования и активной жизни школьников, центр подготовки вожатых из числа студентов инженерно-технических специальностей, эпицентр Недели высоких технологий и технопредпринимательства и, конечно же, московский Наноград - профильные смены для старшеклассников «Движение Техномира», - всё это московский региональный ресурсный центр.

Осень-2016. Более 30 образовательных организаций Москвы и Московской области, входящих в состав московской сети школ Лиги, принимают участие в общих мероприятиях, которые проходят как на территории Старт-ПРО, так и на базе школ-участниц при поддержке специалистов ресурсного центра. Например, на базе ГБОУ СОШ № 1191 состоялось торжественное открытие НАНОвого года-2016. Профбаярд, коуч-сет, мастер-классы, танцы, песни на испанском - это лишь малая часть мероприятий, способных объединить науку и искусство, сделали этот день незабываемым для более чем 200 участников.

А вот такие крупные мероприятия, как дискуссионная площадка «Золотые соты Уэбба» и презентация стенда РОСНАНО «За нами будущее», проходят уже на территории ресурсного центра. В ноябре 2016 в Ресурсном центре развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной лиги РОСНАНО прошёл марафон научных открытий, с проведением мастер-классов по эффективному формированию исследовательских навыков обучаемых. Участниками мероприятия стали более 180 школьников и 40 педагогов из 20 образовательных организаций города Москвы, кураторы программы «Школьная лига РОСНАНО», бизнес-партнеры, сотрудники ведущих издательств учебной литературы. Инженерные и исследовательские лаборатории, творческие мастерские и практикумы от педагогов Старт-ПРО и специалистов-технологов - все это стало частью "Марафона научных открытий" во Всемирный день науки. Мастер-классы позволили учащимся окунуться в увлекательный виртуальный мир технологий дополненной реальности, 3D прототипирования и робототехники. Выполнить «Миссию Коперник», побывать в «3 D галактике», побороться на роботах, победить шахматного чемпиона, поучаствовать в китайской чайной церемонии и добыть воду на Марсе, всё это и многое другое стало доступно учащимся. Участники интерактивной образовательной экскурсии «За нами будущее» познакомились с современными разработками отечественных ученых, изучили последние технологические достижения, узнали о перспективах ведущих и наукоёмких отраслей российской промышленности и возможностях самореализации в них.

 «Мы уверенны, что шаг в открытое пространство высоких технологий принес ребятам массу новых впечатлений, знаний и навыков», - отмечает координатор центра Аксана Евгеньевна Васильева.

В ресурсном центре сложилась традиция подводить итоги сессий «Школа на ладони» и приглашать на это мероприятие партнеров сети. Так в январе 2017 года на базе Московского городского педагогического университета состоялось подведение итогов осенней сессии программы «Школа на ладони» Школьной лиги РОСНАНО. В этом мероприятии приняли участие партнеры Ресурсного центра развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной лиги РОСНАНО: компания «Новый диск», биоэкспериментариум «Живые системы», издательство «Лаборатория знаний», музей занимательных наук «Экспериментариум», ООО «Элиговижн», автономная некоммерческая организация содействия развитию шахматной культуры «Русская Шахматная Традиция».

Образование в области физики, химии, биологии неразрывно связано с развитием науки и техники, базируясь в своём содержании на их достижениях. Продукты технического прогресса становятся вызовом для современных моделей естественнонаучного образования и, одновременно, инструментом его совершенствования. Поэтому участники мероприятия не только познакомились с передовыми формами и методами изучения естественнонаучных дисциплин с основами нанотехнологий и технопредпринимательства, но и смогли увидеть их практическую реализацию в НАНОлабораториях: «НАНОчисла в объективной реальности», «НАНОкод человека», «НАНОлед и авиация», «НАНОнапряжение». Аукцион Нанолабораторий от педагогов и экспертов компаний-партнеров вызвал живой интерес у участников. Юные исследователи смогли не только получить теоретические знания, но и окунуться в увлекательный и неповторимый мир технического творчества. Гостями мероприятия стали представители производства, научно-технических объединений и бизнеса, обсудили с участниками возможности реализации кейс-технологий на их площадках и подвели итоги работы за прошедший период.

Одним из значимых зимних событий центра стал Вебинар «Исследовательские компетенции обучающихся. Кейс-метод в естественнонаучном образовании». Основным спикером вебинара стал Леонид Сергеевич Илюшин, д-р пед. наук, профессор СпбГУ, ведущий эксперт АНО «Школьная лига РОСНАНО».

Более 180 учителей, педагогов дополнительного образования, административных работников из Перми, Астрахани, Москвы, Московской области, Челябинской области и других регионов России приняли активное участие в вебинаре.

Педагоги и специалисты в области образования обсуждали проблемы развития исследовательских компетенций обучающихся, использования онлайн ресурсов, содержания Навигатора 10-9, разработанного специалистами ИНО МГПУ в рамках проекта Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, в развитии интереса к исследовательской деятельности у школьников и организаций исследовательской практики.

Участники вебинара отметили методическую ценность кейс-технологий для развития исследовательских навыков и поведения школьников, обсудили возможности и ограничения использования кейсовых материалов в учебном процессе.

Слушатели обсудили зависимости эффективности применения учебных кейсов от организационных и иных факторов, рассмотрели проблемы содержания кейсов, исходя из целей и ресурсов учебной деятельности школьников.

Практически нонстопом в ресурсном центре проходят мастер-классы для педагогов естественнонаучного цикла и обучающихся школ-участниц и школ-партнеров Школьной лиги РОСНАНО. На одном из таких февральских событий 2017-го слушатели узнали об истории движения «Школьная лига», особенностях проведения конкурсов и принципах оценивания конкурсантов. Все участники были активно вовлечены в обсуждение и охотно участвовали в предлагаемых активностях: провели качественный анализ продуктов питания, выполнили задание по прототипированию, разобрали репортаж, снятый школьниками. На совещании педагогов были освещены вопросы современных подходов к преподаванию предмета «Естествознание», особенностях конвергенции наук и технологий в образовательном процессе, методические рекомендации по организации учебных занятий и проектной работы учащихся.

С 13 по 19 марта 2017 года в Ресурсном центре развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной лиги РОСАНО прошла VI Всероссийская школьная неделя высоких технологий и технопредпринимательства. В этом году она состоялась при поддержке Института медико-биологических наук РАН, инновационного центра «Сколково», нанотехнологического центра «ТЕХНОСПАРК», автономной некоммерческой организации «Электронное образование для наноиндустрии» и ООО «Технологии идентификации». Участниками мероприятия стали более 600 школьников и 70 педагогов из 30 образовательных организаций города Москвы.

15 марта в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) прошел круглый стол «Наука вокруг нас: акция «Лабораторка» на Неделе высоких технологий», где эксперты рассказали о старте нового всероссийского научно-познавательного мероприятия для школьников.

На круглом столе в МГПУ раскрыли подробности проведения 18 марта нового увлекательного научно-познавательного мероприятия для школьников 7-11 классов – «Лабораторка», которое завершит VI Неделю высоких технологий и технопредпринимательства в России.

Для этой акции разработали тестовые задания, позволяющие проверить не формальные школьные знания, а понимание устройства окружающего мира в целом. Центральными площадками акции стали МГУ им. М.В. Ломоносова и МГПУ.

Презентовали новый образовательный проект главный эксперт Департамента образовательных программ ФИОП РОСНАНО Андрей Мельников, руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО Сергей Филиппов, руководитель Ресурсного центра развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной лиги РОСНАНО Аксана Васильева и продюсер научно-познавательной акции «Лабораторка» Евгений Насыров.

Вопросы для тестовых заданий «Лабораторки» составлены по темам из разных научных дисциплин, подобранных по принципу «этому не учат в школе». Выпускникам современной школы мало овладеть базовыми знаниями по школьным предметам. Они должны уметь мыслить, заниматься проектной и исследовательской деятельностью, быть компетентными в разных областях. Современные открытия происходят на стыке дисциплин, поэтому мало выучить набор математических или физических формул — нужно понимать суть явлений. Этому способствуют игровые формы обучения. Так и построены задания «Лабораторки»: не скучные теоретические вопросы и задачки из учебника, а настоящая гимнастика для мозгов: интересные тесты, которые заставляют задуматься над привычными фактами и даже оспорить устоявшиеся мифы.

«Если мы хотим через 10 лет получить конкурентоспособного специалиста, мы должны интеллектуально развивать школьников уже сегодня», - сказал руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО Сергей Филиппов. «Поэтому так важны научно-познавательные акции: они развивают процесс мышления, заставляют задуматься о природе вещей не только школьников, но и их родителей».

Эту мысль подтверждает и эксперт образовательных программ РОСНАНО Андрей Мельников: «Важно показать, что такое инженерия и нанотехнологии вживую, замотивировать ребенка на дальнейшее погружение в материал, в эти темы. Пусть он не станет ученым, но сможет понимать устройство мира, его молекулярную основу».

«Проект «Лабораторка» - это попытка говорить о важных вещах в сжатый срок и на большую аудиторию, - продолжает Мельников. – Она показывает, что обучаться можно не только в классе или через видео, но и на таких просветительских акциях».

По мнению руководителя Ресурсного центра развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной лиги РОСНАНО Аксаны Васильевой, надо сделать так, чтобы слова «наука», «компетенции» не вызывали у ребят скуку и грусть. «Высокие технологии должны стать детям доступны, и не стоит разделять детей на технарей и гуманитариев, - считает Аксана Васильева. - Главная заслуга Недели высоких технологий в том, что нам удалось объединить науку, искусство, языки с технологическими решениями».

Защита образовательных проектов слушателями программы «Вожатый Движения Техномира» прошла в мае 2017-го.

Научиться мыслить нестандартно, реализовывать свои идеи, управлять своим развитием, уметь оценивать результаты своей деятельности и предвидеть возможности – всему этому нужно учить и учиться. 11 мая в Ресурсном центре Московского городского педагогического университета состоялась торжественная церемония защиты образовательных проектов «Вожатый Движения Техномира». Это мероприятие, направленно на апробацию новых методик взаимодействия со школьниками. Среди них были как индивидуальные так и командные проекты.

Фотографии